В перерывах между поездками, или «экспедициями», как мы их горделиво называем, немного поснимали неподалеку от места жительства. Кроме суклейской церкви и бендерского Преображенского собора – всё сплошь новодел.
Церковь св. вмч. Димитрия Солунского в Суклее. Основана в 1866 году.
Преображенский собор в Бендерах был заложен в 1815 году на месте снесенных турецких казарм. То есть турок не просто прогнали поджопниками, но и водрузили на месте их былой концентрации православный храм. «Сим победиши!» Красиво. Предки знали толк в символах.
Как раз во время всей этой эпопеи со съемками храмов случилось празднование 200-летия собора. На снимке – крестный ход в честь этого события.
Церковь Архангела Михаила в Парканах построена в 2000 году.
Покровская церковь в Чобручах (1990-е года).
Христорождественский собор в Тирасполе (1999 год).
Собор Свято-Введенского Пахомиева женского монастыря в Тирасполе только-только построили. В 2013 году кресты храма освятил сам Патриарх Кирилл.
В XIX веке, вплоть до 30-х годов века XX, здесь, на тогдашней городской окраине, было Соборное кладбище, на котором хоронили офицеров и солдат расквартированных в Тирасполе Астраханского драгунского и Житомирского пехотного полков, а также прихожан Никольского собора (отсюда и название). В 1933 на его месте разбили парк культуры и отдыха. Теперь парк отдали монастырскому комплексу. Всё лучше, чем дискотека на могилах.
Звонница Свято-Введенского Пахомиева женского монастыря.
Ну, а теперь поехали опять на север от Тирасполя. Село Воронково. Всего два храма на Левобережье Днестра на территории нынешней ПМР не были закрыты при советской власти: церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Воронково и церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подоймица.
Село Воронково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Построена в 1800 (!) году.
Село Подоймица. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1824 году.
Церковь Архангела Михаила в селе Плоть.
Неприятно об этом говорить, но всё же. До революции в селе была другая церковь – Николаевская. То ли снесли ее в 20-30-х годах, то ли еще что, в общем, не стало ее. Эту построили всем миром в 1943-м. При румынах то есть. В 1946-м, уже при восстановленной власти рабочих и крестьян, в здании устроили сельский клуб. Спасибо, хоть не свинарник. Ну, а сейчас, начиная с 2008-го, церковь восстанавливают, службы, несмотря на строительные работы, проводятся. И слава Богу.
Где-нигде виднеются надгробные плиты, датированные началом XIX века, с высеченными литовскими крестами: видимо, дань традиции, оставшейся от Речи Посполитой.
Церковь Архангела Михаила в селе Хрустовая… Совсем новая, возведена на фундаменте разрушенного до основания старого храма.
Всю степень блескучести церкви фотография передать не в силах, к сожалению... Даже не знаю, какими словами выразить свои чувства. Вот есть легкое изящество храмового комплекса в Воронково (см. чуть выше), возвышенная суровость церкви в Подоймице… А что это? Как это определить? Монпасье какое-то. Китч. Ну, мы-то ладно, приехали на пару часов, повздыхали, да и уехали, отплевываясь. А ведь сотни людей, включая несовершеннолетних, вынуждены жить рядом с этой «красотой».
Колокольня церкви в Хрустовой. Построена буквально год-два назад. «Пошлая роскошь. Упадочный стиль», – сказал бы великий комбинатор. И был бы, как всегда, прав.
Настоятель хрустовского храма, творец всего этого «великолепия», митрофорный протоиерей, известный экзорцист о. Валерий (справа – ваш покорный слуга. Сподобился).
Вкусы о. Валерия, судя по всему, вышли и за церковную ограду: памятник воинам-освободителям в Хрустовой. Нет приличных слов.
Эти веяния по «улучшению» памятников в последнее время стали распространяться с пугающей интенсивностью: мемориал в Большом Молокише. Кто мне, дремучему, объяснит: ЗАЧЕМ было красить желтой и красной краской часть ремня?
А вот Успенская церковь в Большом Молокише (конец XIX века) хороша и удивительно необычна для наших краев. Откуда она такая взялась… эти «купола»…?
… эти надгробные кресты на невиданных постаментах…
И под конец этой части «путешествия» – традиционный five-o-clock на берегу «седого Днестра». Раньше я думал, что этот «седой Днестр» – красивая, хоть и набившая оскомину, метафора, а тут, приглядевшись, понял: таки да, седой.
Во всяком случае, бывает.
В середине ноября собрались за границу, в Молдову. За короткий световой день предстояло сфотографировать 9 «объектов», поэтому выехали рано, в 4 часа утра.
Надо сказать, что Бессарабия достаточно сильно отличается от нашего Левобережья: каток богоборческой власти, конечно, прошелся и по ней, но в гораздо более мягком варианте, без развешивания священников на колокольнях и т.п. К 1940 году, когда Бессарабия вошла в состав Советского Союза, подобные методы свободы совести уже не практиковались. Храмы и монастыри, конечно, закрывались, как и везде, но уже в конце 50-х – начале 60-х годов, и за те 30 с лишним лет, когда они были переданы обратно церкви, сильно не пострадали. Сейчас в Молдове только монастырей 46 штук, 24 из которых – женские.
Церковь св. Димитрия Солунского в Оргееве 1636 года постройки. Похоже, мы слегка перестраховались со временем выезда: в Оргеев приехали затемно, и поэтому пришлось слегка послоняться вокруг церкви, пока не рассвело.
Фотография не наша, найдена на просторах Интернета, пусть простит нас ее автор. Когда-то на пьедестале, на котором сейчас стоит крест, с 1932 года стояла скульптура молдавского господаря Василия Лупу, инициатора строительства Димитриевской церкви. Новые молдавские власти зачем-то перетащили ее, скульптуру, к зданию примэрии (госадминистрации). Василия Лупу мы уже упоминали в ходе этого нашего «путешествия» как свата Богдана Хмельницкого, отца Роксаны, наплакавшей в Рашково родник Панская Криница.
Неподалёку от Оргеева, может, километрах в десяти-двенадцати, в селе Курки расположен монастырь, который так и называется – Курки. Скит, на месте которого со временем появился монастырь, был основан в 1773 году.
В 1958 году монастырь был закрыт, на его территории разместился дурдом. Лет 35 назад мы туристами проходили мимо. Жуткое зрелище было. Теперь совсем другое дело. Восстановление монастыря началось в 2002 году и финансировалось, говорят, из фондов ООН. Это вам не мелочь по карманам тырить.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1880 году. Высота купола церкви – самая большая среди молдавских храмов: 57 метров.
Церковь Николая Чудотворца в монастыре Курки. Построена совсем недавно, в 2005 году.
Родник у ворот монастыря.
Едем дальше: Успенский монастырь в селе Хырбовец Каларашского района (указываю район, потому что еще один Хырбовец есть недалеко от Бендер), основан в 1730 году.
Успенский собор 1816 года постройки. Эх, чуть опоздали мы: недели за две до этого какая красота была в Кодрах!
Вознесенский монастырь в селе Хыржаука, основанный в 1740 году.
В паре километров от Хыржауки – село Паланка с удивительной для наших мест крошечной деревянной Покровской церковью.
Церковь из лиственницы построили где-то в Карпатах в конце XVIII века, а в 1825 году разобрали и перевезли в Паланку. Сейчас церковь не действует, служит туристическим объектом.
Вся эта благодать, надо сказать, находится в самом сердце Молдовы и окружена Кодрами. Местность, мягко говоря, сильно пересеченная, автомобильные дороги проложены по долинам речушек, и если бы мы пользовались только этими дорогами, то ни черта бы не успели. Поэтому не раз приходилось ехать напрямик, через «хребты», через лес, буквально какими-то козьими тропами.
Опушки лесов опушены (простите за тавтологию) зарослями тёрна. Тёрн, побитый первыми заморозками, на удивление сладкий, и если бы не опасение за неприспособленный желудок…
Перевалив в очередной раз напрямки через гору, мы выехали на трассу у села Городище. Время уже было обеденное, да и такой ухоженный оазис попался у дороги, что не притормозить было нельзя.
Рядом на обочине заботливо установлен столб с указанием направлений и расстояний на Кишинев, Вашингтон, Сингапур, Лондон…
У церкви (построена в 1849 году) в Городище царила какая-то приподнятая суета. Ага, похороны.
Прямо на асфальте стояло эмалированное ведро с вином, к ведерной дужке был привязан полиэтиленовый пакет с плациндами. Судя по некоторым признакам, ведро было далеко не первым по счету. Кружка передавалась из рук в руки… Нас почему-то приняли за московских (?!) фотографов, кто-то даже видел нас по телевизору. Мы скромно не стали разуверять. Но выпить вина пришлось.
Можно было бы обреченно махнуть рукой на планы и поддаться заманчивым предложениям типа «а вот вы еще не видели мой подвал», но чувство долга со скрипом перебороло. Рывок к румынской границе, к Ниспоренам, точнее, в село Вэрзэрешть, к самому древнему молдавскому монастырю святого великомученика Димитрия.
Монастырь впервые упоминается в грамоте господаря Александра Доброго 1420 года. На секундочку: Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году, то есть через 72 года после того, как молдавский господарь упомянул в своей грамоте уже существовавший к тому времени монастырь. Там, за океаном, еще только предстояли какие-то тёрки с индейцами, а у нас уже православные монастыри стояли, и господари их в своих грамотах упоминали.
Если повернуть голову от этой айвы влево, то в дымке за Прутом можно увидеть Румынию.
В нескольких километрах от Вэрзэрешть у села Бурсук в лесу – женский монастырь Хынку, названный так по имени его основателя Михалчя Хынку. Официальное название – во имя святой преподобной Параскевы; основан в 1678 году. На переднем плане – Успенская церковь (1841 год).
Собор Петра и Павла только закончили строить (2010 год).
Последнее усилие – и мы в селе Каприяны. По фотографиям видно, что закатным солнцем освещены лишь маковки храмов. Еще минут 20 – и всё, светило скроется до утра.
Успенский Каприянский монастырь основан в 1429 году (см. выше рассуждения по поводу Колумба). Церковь Георгия Победоносца (1840 год).
Церковь Николая Чудотворца 1903 года постройки.
А я тут был еще лет 20 назад, когда монастырь только начали восстанавливать.
А так тут было еще раньше, лет сто с лишним назад.
Надо будет еще не раз сюда, в Кодры, съездить. Весной, когда расцветут деревья, и осенью, где-то в октябре. Будем ждать.
Фотографии А. Паламаря, Н. Феча, А. Юрковского, М. Блонштейна, В. Иванова.