Рыбница, как въезжать со стороны Тирасполя.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Еще недавно, чтобы попасть в город, надо было петлять по этим кривым улочкам «частного сектора».
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Но года три назад «прорубили» прямую дорогу с комфортной развязкой.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Первое упоминание о Рыбнице относится к 1628 году, о чем напоминает эта каменная книга в центре города.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
На центральной площади, как водится, памятник вождю мирового пролетариата. В Рыбнице Ульянов-Ленин на низеньком постаменте какой-то необычный, пристыженный, что ли.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
За Днестром – молдавский город с забавным названием Резина.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Так выглядит Рыбница с «сопредельной территории», из Резины.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Прям Сан-Франциско какое-то.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
После наводнения 1968 года, смывшего нижнюю часть города, низина у Днестра долго пустовала. Со строительством Молдавского металлургического завода (ММЗ) в начале 80-х ее начали застраивать домами для металлургов, понятно, не местных, приглашенных из России. Микрорайон носит имя большевика Яна Вальченко, имевший отношение к Рыбнице постольку, поскольку, будучи командиром кавдивизии, он освобождал город от «белобандитов».
фото В. Иванова фото В. Иванова
Рыбницкий порт с 70-х (сравнить с предыдущей карточкой) совсем не изменился и даже, похоже, не стоит без дела.
фото из музея ММЗ фото из музея ММЗ
Вальченко строится. 80-е годы.
фото из музея ММЗ фото из музея ММЗ
Михайло-Архангельский собор строили с 1991 по 2006 год.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Этот собор – самый большой в Приднестровье и Молдове.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Он может одновременно вместить две тысячи прихожан.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Рядом, через забор, с православным храмом стоит построенный чуть раньше католический костел Святого Иосифа. Батюшки мирятся, паствы тоже.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Вокзал в Рыбнице. Пустые пути – иллюстрация экономической блокады Приднестровья. Железную дорогу протянули сюда еще в конце XIX века.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Железнодорожный мост через Днестр. В 44-м немцы взорвали не только его, но и высоченную железнодорожную насыпь.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Советские войска форсировали Днестр на плотах и т.п. Ровно три недели понадобилось саперам и нескольким тысячам рыбничан для восстановления насыпи и моста. Служат до сих пор.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Вступление частей Красной Армии в Рыбницу 30 марта 1944 года.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
В 41-м 12-летний мальчик Вова, спасая четырех раненных красноармейцев, спрятавшихся в лесу у города, носил им воду. Немцы выследили его и убили. Выжившие солдаты вышли к своим и после войны специально приехали в Рыбницу, чтобы рассказать о маленьком герое. По их настоянию городские власти в память о подвиге мальчика установили у городского фонтана эту скромную скульптуру: ребенок набирает во флягу воду.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
До войны 38% населения Рыбницы составляли евреи. Почти все они погибли в гетто. Старое еврейское кладбище, расположенное на крутом каменистом склоне, долгое время пребывало в полном забвении и запустении. Но несколько лет назад его привели в более или менее достойный вид.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В память о Великой войне в городе сооружен мемориал.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Его строительство было завершено в 1975 году, к 30-летию Победы.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Ведущим предприятием не только Рыбницы, но и всего Приднестровья, «флагманом отечественной индустрии» является Молдавский металлургический завод.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото В. Иванова фото В. Иванова
Стройку объявили всесоюзной ударной.
фото из музея ММЗ фото из музея ММЗ
Строительство ММЗ было начато в августе 1981 года, а уже осенью 1984 года была получена первая сталь.
фото из музея ММЗ фото из музея ММЗ
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
На заводе работает 3000 рыбничан из 50000 населения города.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
У ММЗ два цеха: электросталеплавильный, где варят сталь, и прокатный, где из этой стали делают катанку, арматурный пруток и стальной уголок.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Продукция электросталеплавильного и прокатного цехов: и того и другого по 1 млн. тонн в год.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
По правде сказать, ММЗ по всем параметрам – мини-завод. Но какая страна, такие и гиганты индустрии: завод дает больше половины объема производства ПМР и 65% экспорта.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Другое крупное предприятие города – цементный комбинат.
фото В. Иванова фото В. Иванова
До известных событий сырье для комбината доставлялось из-за Днестра по этой канатной дороге.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Потом Молдова построила под Резиной свой цементный завод. Канатная же дорога уже два десятилетия висит над рекой памятником неразрывной некогда связи двух берегов. Демонтировать, наверное, средств нет, ждут, пока само обрушится.
(Дописываю позже: в 2014-м взорвали к чертям. С помощью МЧС России вертолетом Ми-26 рухнувшие в реку части конструкции подняли и тут же переплавили на ММЗ.)
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Был в городе еще один мощный завод – сахарный. Построили его в 1898 году и долго этим гордились. На снимке – клепка котлов на Рыбницком сахарном заводе в 20-е годы прошлого века.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Рабочие сахарного завода. Тогда же.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Рыбницкий сахарный завод. 60-е годы.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
Рыбницкий сахарный сейчас. В таком виде он пребывает с 2003 года.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Дорога от Рыбницы на север вначале вьется вдоль самого берега Днестра.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Сразу за Рыбницей начинается настоящее Подолье, т.е. обширная область, «характеризуемая равнинным ландшафтом, изрезанным каньонообразными речными долинами». По этим долинам жмется население, оставляя равнины наверху под поля, но жить предпочитая внизу, в этих каньонах.
На снимках Днестр за Рыбницей у села Большой Молокиш. На нижнем, кто не понял - лебеди.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Первая за Рыбницей «каньонообразная долина» прорыта речкой Молокиш.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В самом ее устье, в полукилометре от Днестра – село Большой Молокиш. Село Плоть, в котором мы побывали, расположено в самом верху, в начале этой долины, километрах в двадцати.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Мы, кстати, попытались срезать крюк, проехав по дну «каньонообразной долины» вдоль ручья Окна от Плоти до села Хараба, что рядом с Большим Молокишем. И когда до цели оставалось не более полукилометра, нас спас своим примером от подобной участи этот утонувший в топком берегу ручья «жигуленок», брошенный хозяином не один день назад. «На его месте должен был быть я».
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Поворот на Большой Молокиш.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Село основано в 1727 году. Интересна и грустна бездушная статистика: в 1905 году в селе проживало 1685 человек, в 1960 – 1713 человек (война германская, война гражданская, война Отечественная, раскулачивание, голодомор, репрессии, массовое бегство за Днестр, в Румынию в начале 30-х, голодовка 46-го). Но зато в 2009 году после «бурного роста», «неуклонного повышения благосостояния», «продовольственная программа», «хлеб всему голова», «концентрация и специализация – магистральный путь развития сельского хозяйства» – 957 человек. Доигрались.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Родник у дороги в Большом Молокише.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Ночью было минус 10. Только прилетевшие из жаркой Африки аисты, удрученные неприветливостью Родины, многочисленными группками сидели, нахохлившись, по берегам болотца. Болотце же было покрыто 3-сантиметровым слоем льда.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Многие дома в селе, включая этот недавно заброшенный, раскрашены подобными «фресками». Наивно и очень мило.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Колхозная овцеферма села Большой Молокиш. 1948 год.
фото из музея с. Большой Молокиш фото из музея с. Большой Молокиш
Чабаны Рыбницкого района на выставке в Тирасполе. 1935 год.
фото из музея г. Рыбница фото из музея г. Рыбница
В Харабу мы все-таки заехали. Мост нам показался подозрительным, пришлось речку Молокиш преодолевать вброд.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Дед Витя и баба Анюта родились в Харабе 82 года назад, вместе ходили в школу, детьми пережили оккупацию, работали в колхозе, растили детей. «Доживаем», - говорит дед Витя.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Пугало у ворот: то ли от вредных птиц, то ли от лихих людей.
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Хараба, конечная остановка. Дальше, в полукилометре, брошенный «жигуленок».
фото А. Юрковского фото А. Юрковского