Днестр у села Михайловка – первого на нашем пути села Рыбницкого района.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото В. Иванова фото В. Иванова
Через Днестр от Михайловки – конгломерат молдавских сел Верхняя Жора, Средняя Жора и Нижняя Жора.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото В. Румянцевой фото В. Румянцевой
Здесь, возле села Жура (не путать с Жорами), собственно, и заканчивается (или начинается?) Дубоссарское водохранилище: Днестр входит в свое русло. Приносимая им с верховий муть, попадая в более спокойные воды водохранилища, оседает у левого берега на дно, создавая отмели, на которых заводится камыш и создает такие плавни. Рыбы здесь кишмя.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Под покровом тумана жители правого берега «контрабасят» виноград: в Молдове он существенно дешевле, выгоднее продавать приднестровцам, которых на берегу уже собралась небольшая очередь.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Лес на правом берегу против Журы, говорят, какой-то шибко реликтовый.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Днестр у села Попенки. На правом высоком берегу (на снимке он слева) молдавское село Цыпово со знаменитым скальным монастырем.
фото В. Иванова фото В. Иванова
У дороги к Цыпово по правому берегу.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Монастырь основан еще в VI веке и считается одним из наиболее крупных скальных монастырей Европы.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
С приходом в Бессарабию советской власти монастырь закрыли, но в 1974 году одумались, и сохранившиеся руины государство взяло под охрану, другими словами, повесило табличку, охраняется, мол.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Монашеские кельи в два этажа!
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Днестр у Цыпово. На левом, низком, берегу приднестровское село Зозуляны, смыкающееся с Попенками.
фото А. Паламаря-мл. фото А. Паламаря-мл.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
А это вид на правый берег от Зозулян. Монастырь не виден, остался за левым краем кадра, но видно устье ущелья, по дну которого течет ручей, образующий чуть дальше каскад красивых водопадов. Слева вверху – село Цыпова.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Следующее по Днестру за Зозулянами село – Выхватинцы. Знаменито оно, во-первых, тем, что возле него в 1946 году открыли остатки палеолитической стоянки древнего человека. В этом гроте в самую суровую пору ледникового периода жили неандертальцы!
фото В. Иванова фото В. Иванова
Место палеолитической стоянки отмечено этим знаком. Современные питекантропы его раскурочили, осталась лишь эта фотокарточка.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Стоянка находится в устье этого каньона. Был бы я неандертальцем, тоже здесь поселился бы.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Выхватинцы известны еще и тем, что здесь в 1829 году родился Антон Григорьевич Рубинштейн, которого сам Чайковский почитал за своего учителя.
фото из музея с. Выхватинцы фото из музея с. Выхватинцы
И хоть прожил Рубинштейн здесь всего два своих первых года, место, где родился, не забыл: после своей смерти в 1894 году он завещал крупную сумму на постройку музыкальной школы в Выхватинцах. В 1901 году строительство было завершено, и школа работает до сих пор. В ней хранится даже рояль самого Рубинштейна, попавший сюда замысловатым путем много позже. Бюст А.Г. Рубинштейна во дворе школы.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Последнее по Днестру перед Рыбницей село Гидирим. Главная, если не единственная, его достопримечательность – огромный карьер, где добывают известняк для рыбницких предприятий – цементного комбината, металлургического и сахарного заводов. На снимке Рыбница от Гидирима.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Карьер «Сахкамень», 1949 год. «Сах» - от «сахар», для сахарного, дескать, завода.
Через Днестр, напротив Гидирима – замечательное место Сахарна. Это и живописное село Сахарна (первое упоминание 1495 г.), и ущелье, прорытое ручьем Сахарна, и монастырь Пресвятой Троицы в этом ущелье.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Монастырь был основан в 1777 году. Даже при советской власти он не был закрыт.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
По дну ущелья течет ручей…
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… образующий каскад из нескольких водопадов.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Вроде все застыло, но подо льдом журчит вода.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В Рыбницком районе, как и в других, самые крупные села жмутся к Днестру. Но и в «степи» сел хватает. Часть из них крошечные, в одну-две улицы, но есть и внушительные, могущие потягаться с прибрежными: Мокра, Воронково, Колбасна, Плоть.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Не могли не посетить село из четырнадцати дворов под многообещающим названием Новая Жизнь, что в нескольких километрах от трассы. Чтобы посмотреть, какая она, эта Новая Жизнь.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Дед Иван, местный аксакал, не раз от имени односельчан обращался в сельсовет села Выхватинцы, к которому Новая Жизнь административно относится, с просьбой вырыть колодец. «Вам надо – вы и ройте», - был ответ. Дед плюнул, нанял гастарбайтеров с правого берега, которые и выкопали у дороги колодец по цене 100 долларов США за 1 метр. Не во дворе деда Ивана, не в его огороде, а у дороги.
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Сашка (справа) на вопрос, сколько в селе живет народу, долго загибал пальцы, шевелил губами, сбивался, начинал считать заново, наконец, сообщил: «Двенадцать». Потом подумал и радостно поправился: «Тринадцать! Я ж себя забыл!».
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Дед Иван с бабкой, еще две одинокие старушки, пять детей разного возраста, остальные – «трудоспособное население». На склоне балочки, в которой раскинулась Новая Жизнь, «под сенью» здоровенных дубов местные соорудили беседку, под крышей которой, нетрудно прикинуть, может расположиться все взрослое население села, а если потесниться, то и дети поместятся. Вот такая она, Новая Жизнь.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Местный погост. Народу здесь не намного больше, чем в селе.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
По пути от трассы к селу Мокра (чтобы не делать крюк, едем проселочной дорогой)…
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… сельцо Владимировка. Посреди села – грандиозные руины. Местные говорят, была мельница. Может, и мельница, но уж слишком шикарно. Не барский ли дом под хознужды колхозники приспособили?
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Мокра оказалось неожиданно необъятным селом, улицы которого хаотично под разными углами друг к другу разбросаны по склонам глубокой балки, «рыпы», как почему-то говорят у нас, что в молдавских, что в украинских, что в русских селах. По дну мокрянской «рыпы» течет неопрятного вида ручей …
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… питаемый прилично оформленными родниками.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Не сказать, что у каждого сельчанина во дворе стоит трактор, но дома добротные, мужики мордатые и добродушные …
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… детвора жизнерадостная и многочисленная (школьная спортплощадка после уроков)…
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… старушки приветливые и словоохотливые.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
О былом же богатстве КОЛЛЕКТИВНОГО хозяйства напоминает здание сельского Дома культуры. Кстати, о культуре. В Мокре родился известный советский молдавский композитор Евгений Дога. Приднестровцы его недолюбливают: слишком уж много он сделал для становления и развития националистического движения в «сопредельном государстве». Но что уж теперь поделать – все равно земляк.
Бюст, стоящий у Дома культуры, установлен в память Федора Антосяка, предводителя местного крестьянского восстания 1905 года.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Имя Антосяка носил колхоз села Мокра.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Восхищает и удивляет мозаичное изображение на одной из стен Дома культуры, символизирующее избавление крестьянства от векового гнета. Сделано мастерски (худфонд МССР!) и на совесть: кажется, ДК рассыплется в прах, а мозаика останется стоять.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Мокра широко известна среди научной общественности тем, что в ее окрестностях, исследуя сармато-аланские захоронения, археологи нарыли множество интересных вещей.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Село Воронково было основано еще в 1735 году, при поляках. Земли принадлежали князьям Любомирским. С приходом России в 1793 году село стало «казенным», т.е. было в ведении государственной казны, государства. «Казенным» крестьянам жилось полегче, чем помещичьим, они даже владели земельными наделами. Может, и поэтому село стало таким большим и богатым.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В 1800 году была построена Успенская церковь, которая, чуть ли не единственная на территории ПМР, без перерывов работает по сей день: лишь она и церковь в селе Подоймица Каменского района не были закрыты при советской власти.
фото В. Иванова фото В. Иванова
В 1929 году в Воронково была организована одна из первых в Советском Союзе МТС. Она была настолько эффективна, что в 1940 году ее наградили орденом Ленина – нешуточное дело! Мало что напоминает о тех славных временах.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Кремлевская стена? Нет, останки животноводческого комплекса.
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Последний часовой: забыли снять.
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Колхозники Воронково. 1931 год.
фото из музея с. Воронково фото из музея с. Воронково
Мальчик из Воронково Ваня Павловский, впервые увидев автобус во время школьной экскурсии в Тирасполь, был так восхищен, что по приезду домой сконструировал и собственноручно построил свой. Автобус хорошо ехал под горку, с трудом по ровной дороге, а в гору его надо было выталкивать: работал он от педалей, которые крутили водитель и пассажир. 1932 год.
фото из музея с. Воронково фото из музея с. Воронково
Колхоз села Воронково был очень зажиточным: для проживания специалистов даже были построены многоэтажные дома. Не стало колхоза – и дома никому не нужны.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Дом культуры на 900 мест был сооружен еще в 1961 году.
фото В. Кругликова фото В. Кругликова
Барельефы на стене Дома культуры.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Упомянутые уже князья Любомирские привлекали на свои земли беглых крепостных из Новороссии и Бессарабии рядом заманчивых льгот и защитой от преследований бывших хозяев. Поэтому села на их землях росли, как на дрожжах. Таким селом было и Колбасна. Сегодня Колбасна всемирно знаменита своими чудовищных размеров воинскими складами. Сейчас эти склады «на балансе» Российской армии, которая их и охраняет, о чем на Западе жуткий перманентный вой. Хотели было вывезти в Россию, но боеприпасов оказалось запредельно много, да и Украина не горит желанием пропускать через свою территорию этот взрывоопасный хлам. Атмосфера в селе из-за обилия воинских и милицейских кордонов настолько гнетущая, что мы решились достать фотоаппараты, лишь выехав за околицу, да и то, убедившись, что в будке никого нет.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Красненькое широко известно приднестровской общественности как часть устойчивого словосочетания «газопровод Красненькое – Каменка». Пожалуй, это была единственная в новейшей истории Приднестровья «ударная стройка».
фото В. Иванова фото В. Иванова
В газопровод, поставляющий российский газ Молдавскому металлургическому заводу и всей Рыбнице, врезали трубу и с ее помощью газифицировали единственный до тех пор не газифицированный район ПМР – Каменский. Всего за год, с 2004 по 2005, «невзирая» и т.п., прорубили сквозь горы траншею и проложили несколько десятков километров труб.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Торжественное зажжение символического газового факела в самом северном селе Приднестровья Грушке Каменского района. Август 2009 года.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Красненькое. Приметы ушедших времен.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Село Плоть. Говорят, хулиганы время от времени приписывают сюда соответствующее прилагательное.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Неужели религия, вера в Бога исключают такие понятия, как вкус, чувство меры, чувство прекрасного? Ну ведь нет же: Рублев, Рафаэль, Бах, Пушкин, все лучшее, что создано человеческим гением, так или иначе, осенено религиозным чувством. О таланте мы говорим: дар, предполагая, что Господь через эти свои поДАРки являет себя.
Откуда же берутся подобные безДАРные поделки, во множестве установленные вдоль наших дорог? И ведь какой-то батюшка освящал это!
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Плоть – село большое, но какое-то бестолковое: кривые улочки, хаотично разбросанные дома. И, наверное, поэтому уютное. Или, может, потому что село буквально в тупике: дальше дороги нет, прохожих-проезжих не бывает, время как будто остановилось.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
«Затерянный в Плотьских лесах» склад ГСМ.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Восстанавливаемая церковь в Плоти.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Расположенное за церковью по склону холма сельское кладбище, в старой своей части представляет собой непроходимую и пугающую чащу кустарников.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
На ручье Окна установлен некий фантастический агрегат, назначение которого осталось для нас загадкой. Мы дали ему условное название «пепелац».
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
Возвращаемся обратно к Днестру, к «цивилизации», в Рыбницу.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря