Катериновка, почти примыкающая к урочищу Калагур с противоположной от Строенец стороны – первое село Каменского района по ходу нашего движения на север республики. Оно находится недалеко от Днестра, но на высоте метров двести над ним. В отличия от других сел Подолья, жмущихся в тесных ущельях, Катериновка, располагаясь в степи, имеет регулярную планировку, как под линейку расчерченные улицы и обширные приусадебные участки.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Вознесенская церковь, построенная в 1825 году, стоит как будто на обширном лугу: площадями тут, видно, не считаются. Раздолье.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
У сельского клуба, практически, через дорогу от школы, сидит добрый дедушка Ленин.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В школе уже давно завели очень трогательный обычай: в честь каждого не вернувшегося с фронта односельчанина посажен именной розовый куст. Не одно поколение школьников ревностно ухаживает за этим розарием.
Что-нибудь подобное – да везде бы! Небось, не стали бы на Вечном огне яичницу жарить.
фото В. Кононова фото В. Кононова
Сразу за Катериновкой дорога круто ныряет серпантином вниз …
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… к селу Рашков, старейшему поселению Приднестровья: первое летописное упоминание о нем относится к 1402 году. «150» на верстовом столбе – расстояние до Тирасполя.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В конце XIV века территория северного Приднестровья вошла в состав Великого княжества Литовского. Князь Витовт (присмотритесь, как новые тираспольские троллейбусы называются – «Витовт», тот самый!) построил на горе Калаур, и сейчас нависающей над Рашковым, мощную крепость для защиты южных рубежей княжества от набегов кочевников. Рашков же возник как посад при этой крепости.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В середине XVII века Богдан Хмельницкий, одержав ряд побед над поляками, освободил, правда, ненадолго, от их господства значительную часть Украины, в т.ч. север Приднестровья. Ища союза с Молдавским княжеством, Хмельницкий женил своего сына Тимофея на дочери молдавского господаря Василия Лупу Руксанде. Венчание состоялось в Рашкове. Через год после свадьбы Тимофей погиб, и Богдан отдал Рашков во владение его молодой вдове. Руксанда долгие годы оплакивала мужа и, согласно легенде, от ее слез образовался родник чистейшей воды, называемый в народе «Панська крыница». Вид у «крыницы», конечно, так себе, но вода исключительная.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В конце XVIII века в Рашкове было четыре православные церкви, из которых сегодня действует лишь одна, Троицкая, построенная в 1779 году.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Руины Покровской церкви (1740 г.). Следы Успенской и Вознесенской стерты.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
В Рашкове действует старейший на территории бывшей Молдавии католический костел святого Каэтана, построенный в 1786 году. Есть прихожане; видно, многовековое польское присутствие не прошло даром.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Кроме костела, о поляках напоминает католическое кладбище. Наталия Залевска 1846 г.р. умерла 24 декабря 1873 roku. Памятник из белоснежного мрамора – как новый, несмотря на возраст ровно в 140 лет.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Zenonh Heyman, умерший в 1865 году, вряд ли был поляком. Но был католиком.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
«Мир праху твоему, любезная жена моя, Виктория Игнатьевна Мазгана». Учитывая редкость фамилии, можно предположить родственную связь между Викторией Игнатьевной и Георгием Пантелеевичем Мазгана, именем которого назван родник в Строенцах, до которого отсюда километров 15.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Была здесь и большая синагога. Она длительное время служила одним из центров хасидского движения, ее раввин – реб Яков-Иозеф – автор первой хасидской книги, один из основателей хасидского учения. Синагогу в начале 30-х разрушили, но даже ее руины впечатляют.
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Развалины синагоги на фоне костела.
фото В. Иванова фото В. Иванова
О Рашкове и Катериновке еще здесь:
http://www.palamar-photo.com/проекты/путешествия/путешествие-10-3/ http://www.palamar-photo.com/проекты/путешествия/путешествие-16/
С уничтожением рашковской синагоги религиозный центр хасидов переместился за Днестр, в Румынию, в село Вадул-Рашков, что стоит прямо напротив Рашкова. Благо, 80% жителей этого села в то время были евреи. На снимках еврейское кладбище в Вадул-Рашков.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Юрковского фото А. Юрковского
О Вадул-Рашков еще здесь:
http://www.palamar-photo.com/проекты/путешествия/путешествие-12/
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Память о колхозном прошлом в Рашкове.
фото В. Иванова фото В. Иванова
В Рашкове родился Герой Советского Союза Федор Жарчинский. До войны он работал директором школы. На снимке Жарчинский (в белой рубашке) с учениками.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
На фронте с июля 41-го, дожить до весны 45-го – уже небывалое чудо. 21 апреля, во время проведения Берлинской операции – до конца войны оставалось всего несколько дней! – возглавляемая старшим лейтенантом Жарчинским разведгруппа случайно наткнулась на концлагерь, когда эсэсовцы уничтожали узников. Разведчики вступили в бой с охраной лагеря и спасли от неминуемой смерти 4500 военнопленных. Жарчинский в этом бою погиб. «Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя».
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
фото А. Паламаряфото В. Иванова фото А. Паламаряфото В. Иванова
Напротив Рашкова на правом берегу Днестра есть еще одно молдавское село – Нижние Климауцы.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Церковь в селе Ниж. Климауцы с предыдущего снимка – поближе.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
А это вид на северную оконечность Рашкова (вдали) со стороны Нижних Климауц.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Вадул Рашков и Рашков (за Днестром).
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Рашков вдали, сразу за «воротами» ущелья. Если проехать от Рашкова по дну этого ущелья шесть километров, попадешь в село Валя-Адынкэ, тянущееся одной улицей вдоль ручья.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Валя-Адынкэ переводится с молдавского как «глубокая долина». Оно и видно.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Есть в селе удивительная по своему изяществу крохотная церковь прп. Параскевы Сербской (1847 г.).
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото В. Иванова фото В. Иванова
Звонница церкви в селе Валя-Адынкэ.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Домишки в Валя-Адынкэ буквально тонут в буйной растительности, наступающей на село с отвесных склонов.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Долина Валя-Адынкэ необычайно живописна …
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
… и тем более досадно подобное свинство. Нет печатных слов.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Кстати о свинстве. Как-то не вязалась с благостным тоном повествования о Слободзейском районе эта картинка: берег Кучурганского лимана между Первомайском и Днестровском. Судя по всему, сюда привозят продукты жизнедеятельности «города энергетиков». Второе десятилетие XXI века.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Тирасполь. Центр, ул. 25 Октября. Мэр плохой, ЖКХ мышей не ловит? Ага, это мэр, собака, ночью из дому принес.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Или вот еще: село Малаешты Григориопольского района. Справедливости ради следует сказать, что не жители села виной этому «конфетти»: рядом с Малаештами кто-то шибко умный разместил тираспольскую свалку, ну и, как только ветерок …
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Следующие за Рашковым по Днестру, слитые воедино, села Подойма и Подоймица.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Правый берег Днестра из Подоймы. Село с забавным названием Кот.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы постройки 1824 года в Подоймице, уже упоминавшаяся как один из двух приднестровских храмов, не закрытых при советской власти.
фото В. Иванова фото В. Иванова
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
На правом берегу, напротив Подоймицы, у села Жапка расположен женский монастырь, основанный в 1770 году. Этот монастырь тоже уникален тем, что он был одним из двух, наряду с сахарнинским, действующим монастырем во всей Советской Молдавии.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
На правом берегу, напротив Подоймицы, у села Жапка расположен женский монастырь, основанный в 1770 году. Этот монастырь тоже уникален тем, что он был одним из двух, наряду с сахарнинским, действующим монастырем во всей Советской Молдавии.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Мост этот построили в 70-е. В память о 28 июня 1940 года, дне освобождения Бессарабии от румынской оккупации, ежегодно на мосту встречались жители двух берегов Днестра. Праздновали воссоединение Молдавии.
фото В. Кругликова фото В. Кругликова
В начале 90-х вчерашние братья стали смотреть друг на друга через прицелы автоматов.
фото В. Кругликова фото В. Кругликова
фото В. Кругликова фото В. Кругликова
Сегодня, спасибо, хоть стрельбы нет, «но осадок остался». С приднестровской стороны – полноценная граница: таможня, миграционная служба, пограничники; на правом берегу – чахлый пост с сонным полицейским.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В трех километрах севернее Подоймицы в неширокой речной долине, укрытая от ветров отвесными склонами – Каменка, самый северный город Приднестровья.
фото В. Иванова фото В. Иванова
Статус города Каменка получила недавно, в 2002 году.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Первое упоминание о Каменке находится в документах, связанных с воссоединением Украины и России в 1654 году. Выглядела она тогда так.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Кормилась Каменка от земли и, конечно, от Днестра, в т.ч. и как транспортной артерии.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Преобразил Каменку и ее окрестности уже упоминавшийся Петр Христианович Витгенштейн, князь, фельдмаршал, герой войны 1812 года, «спаситель Петербурга», главнокомандующий после смерти М.И. Кутузова русской армией. Князь Витгенштейн приобрел в 1803 году Каменку у князя Долгорукого за 135 тысяч рублей ассигнациями и превратил ее в образцовое имение.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
По его распоряжению на крутом склоне были сооружены террасы, которые засадили элитными виноградниками.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Террасы Витгенштейна используются по назначению и поныне.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Для осуществления своих хозяйственных планов князь пригласил из Германии немецких колонистов. На снимке – их потомки. Каменка, 1890 год.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Каменские вина считались лучшими на юго-западе империи.
На снимке - винные подвалы, построенные при Витгенштейне, начало XX века.
Подвалы активно использовались вплоть до недавнего времени. Текст на щите: «Трудящиеся Советского Союза! Все силы на выполнение решений XXII съезда партии!», т.е. начало 60-х. Молодые могут спросить, а какой партии? Наивные, как будто тогда партий могло быть больше одной.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Ныне хозяйство с почти 200-летней историей в упадке.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
В своей усадьбе князь разбил парк.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Тот самый мостик в парке Витгенштейна. Если не взрывать, простоит еще сотни лет.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
фото В. Иванова фото В. Иванова
Парк в Каменке, 1918 год. Где-то неподалеку красные, белые, зеленые… «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря» (Иосиф Бродский).
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Сегодня парк Витгенштейна жив и ухожен. Его центральную аллею с 2011 года украшает бюст князя.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Дом дочери П.Х. Витгенштейна Эмилии, в замужестве Трубецкой.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
Церковь в Каменке, построенная в 1829 году на средства П.Х. Витгенштейна. Снимок начала ХХ века.
фото из музея г. Каменка
фото из музея г. Каменка
Первая православная церковь в Каменке появилась еще в 1728 году, во времена польского владычества. Витгенштейн построил еще одну, наверняка, и другие были. В 1934 году церкви снесли. Прах самого Витгенштейна из семейного склепа выкинули еще раньше, мешал он там кому-то. В 90-е типа одумались, покаялись и учинили церковь в бывшей прибазарной забегаловке. Каменские старушки плюются и ездят на службы в Подоймицу.
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря
фото А. Паламаря фото А. Паламаря